Музей барона Мюнхгаузена

Мюнхгаузен в рисунках, на сцене, в кино


Гравюра Р.Э.Распе.
1786 г.
Первыми интерпретаторами образа Мюнхгаузена стали художники- иллюстраторы. Ранние гравюры изображали смешные ситуации его рассказов, «обыгрывали» их. Но постепенно художники начали искать внешний облик Мюнхгаузена, стремились разгадать его характер и смысл его поступков. Портрет Мюнхгаузена у разных художников бывает то более реалистическим, то фантастическим. Карикатурным, то есть, достойным осуждения, либо, наоборот, романтическим или героическим.

Художники размышляют и над сущностью происходящих в книге событий: «подвиги» Мюнхгаузена могут совершаться с необычайной легкостью, подобно сказочному чуду, или же, напротив, сопряжены с огромными трудностями. Первые литературные «мюнхгаузиады», то есть, продолжения приключений Мюнхгаузена, появились в печати еще в конце XVIII века.


Гравюра Г.Доре. 1862 г.
В «мюнхгаузиады» вкладывали различное содержание: от простой развлекательности до политической сатиры или даже философских идей. Наконец, «новый Мюнхгаузен» научился даже странствовать во времени: например, во время первой мировой войны неизвестный автор сочинил «Приключения барона Мюнхгаузена на Мировой войне». Впоследствии перемещения Мюнхгаузена во времени стали довольно частым литературным приемом.

Лучшие «мюнхгаузиады» связаны не с «дополнением» приключений Мюнхгаузена, а с переосмыслением образа главного героя. Если ранние «мюнхгаузиады» словно уводили читателя от реального прототипа, то в XX веке авторы сближали «своего» барона с реальным Мюнхгаузеном.


Афиша пьесы В.Хазенклевера
«Мюнхгаузен». Германия, 1938 г.
Такое сближение придает главному герою жизненную достоверность, репутация враля сменяется образом романтического мечтателя, а то и правдолюбца. Таковы роман Пауля Шербарта «Мюнхгаузен в Берлине», повесть Сигизмунда Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», пьеса Вальтера Хазенклевера «Мюнхгаузен», пьеса и киносценарий Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Наконец, Мюнхгаузен прочно обосновался на театральной сцене, на кино- и телеэкранах, смело шагнул в Интернет. Его имя используется как научный термин в науке (медицина, физика, философия), его слова и поступки то и дело цитируют в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Пожалуй, ни одного литературного героя не поминают столь часто. Почему? Книга «Приключения барона Мюнхгаузена», созданная в XVIII веке Мюнхгаузеном, Распе и Бюргером, оказалась «незавершенным проектом».

Авторы сосредоточили усилия на сочинении самих приключений и не «прописали» достаточно полно образ главного героя, набросав его, что называется, «в общих чертах». Кроме того, рассказы классической книги почти не связаны общим сюжетом. Современный читатель и, разумеется, писатель, хочет связного сюжета, романа, который представлял бы не «эпизоды из жизни», а самую жизнь героя. Словом, история Мюнхгаузена до сих пор недосказана. А значит, будут появляться все новые «мюнхгаузиады» в различных жанрах литературы и искусства.


Сериал мультфильмов.
СССР, 1974 г.

Телефильм М.Захарова по
Сценарию Г.Горина.
СССР, 1978 г.

Кинофильм Т.Гиллема.
США, 1988 г.

Галерея «Мюнхгаузен в рисунках художников XVIII-XXI веков» >>>









Назад
На главную
Далее


Барон Мюнхгаузен, тот самый


Другой барон Мюнхгаузен



Мюнхгаузен в рисунках, на сцене и в кино



  Написать письмо
 © 2003-2011 www.munchhausen.ru
Rambler's Top100